oleg_volkov (oleg_volkov) wrote,
oleg_volkov
oleg_volkov

Category:

Водный. поход по реке Лужа, 5-7 июня 2020

Река Лужа.
Водный поход по реке Лужа от посёлка Ильинское до станции Шемякино. Северо-восток Калужской области. Байдарки «Налим», «Тайга», «Таймень» и катамаран с продольным расположением гребцов. 10 человек. 5-7 июля 2020 года.

ЛОЦИЯ.
Лоция не велась, так как завалы и опасные для прохождения на скорости сужения между деревьями временами шли друг за другом. Временные промеры восстановлены по записанному треку. Учтены только те завалы и остановки на прохождение препятствий(сужений и «расчёсок», требующих манёвра на течении между отдельными брёвнами), при прохождении которых группа задерживалась на 2 минуты и более.
Уровень воды соответствовал очень высокому дождевому паводку, сравнимому с пиком половодья.
5 июня. Выход на воду в 14-41 в 300 метрах выше автодорожного моста неподалёку от посёлка Ильинское.
0-05---0-09(время с момента старта, часы- минуты) Задержка под железобетонным автодорожным мостом на сужении, образованном деревьями в русле на 4 минуты.
0-16---0-20 Задержка на 4 минуты.
0-42---0-53 Задержка на прохождение большого завала на 11 минут.
0-56---1-02 Задержка на 6 минут.
1-07---1-11 Задержка на 4 минуты.
1-29---1-40 Задержка на прохождение большого завала на 11 минут.
1-42---1-47 Задержка на 5 минут.
1-57---1-59 Задержка на 2 минуты.
2-11---2-13 Задержка на 2 минуты.
2-22---2-30 Задержка на 8 минут.
2-40---2-47 Задержка на 7 минут.
3-29---3-41 Задержка на прохождение большого завала на 12 минут.
3-50---3-55 Задержка на 5 минут.
4-21---4-27 Задержка на 6 минут.
4-30 Остановка на ночёвку в 19-11 на левом берегу напротив деревни Юрьевское, немного не доезжая до неё. Ходовое время 4 часа 30 минут, из них задержек на прохождение препятствий на 1 час 27 минут. За первый ходовой день пройдено 22.3 километров.
6 июня. Выход на воду в 9-15.
5-03---5-31 Задержка на прохождение очень большого завала при втором подходе к деревне Юрьевское на 28 минут.
5-36---5-47 Задержка на прохождение большого завала на 11 минут.
5-56---6-01 Задержка на 5 минут.
6-04---6-11 Задержка на 7 минут.
6-13---6-50 Задержка на прохождение очень большого завала на 37 минут.
6-53---7-06 Задержка на прохождение большого завала на 13 минут.
7-21---7-23 Задержка на 2 минуты.
7-36---7-41 Задержка на 5 минут.
8-23---8-25 Задержка на 2 минуты.
8-42---8-45 Задержка на 3 минуты.
9-23---9-25 Задержка на 2 минуты.
10-06---10-08 Задержка на 2 минуты.
10-36---10-43 Задержка на 7 минут.
11-24---11-28 Задержка на 4 минуты.
11-42 Остановка на ночёвку в 18-56 на правом берегу в 500 метрах ниже деревни Панское. Ходовое время 7 часа 12 минут, из них задержек на прохождение препятствий на 2 часа 08 минут. За второй ходовой день пройдено 36.3 километров.
7 июня. Выход на воду в 9-11.
11-53---11-55 Задержка на 2 минуты.
12-55---13-10 Задержка на прохождение сужения с ветками и застрявшим мусором на 15 минут.
13-48---13-52 Задержка на 4 минуты.
13-54---14-17 Задержка на прохождение завала, образованного на пешеходном мосту с тросами на 23 минуты.
14-31---14-33 Задержка на 2 минуты.
14-36---14-39 Задержка на 3 минуты.
14-57---14-59 Задержка на 2 минуты.
15-21 Остановка в 12-50 на антистапель перед впадением в Лужу небольшого правого притока перед станцией Шемякино. Ходовое время 3 часа 39 минут, из них задержек на прохождение препятствий на 51 минуту. За третий ходовой день пройдено 16.9 километров.
5 июня: Ходовое время 4 часа 30 минут, из них потрачено на прохождение завалов и сложных участков 1 час 27 минут. 14 препятствий (из них 3 сложных завала), прохождение которых потребовало от 2 до 12 минут. Пройден 22.3 километра.
6 июня: Ходовое время 7 часов 12 минут, из них потрачено на прохождение завалов и сложных участков 2 часа 8 минут. 14 препятствий(из них 4 сложных завала), прохождение которых потребовало от 2 до 37 минут. Пройдено 36.3 километра.
7 июня: Ходовое время 3 часа 39 минут, из них потрачено на прохождение завалов и сложных участков 51 минута. 7 препятствий(из них 2 сложных завала), прохождение которых потребовало от 2 до 23 минут. Пройдено 16.9 километра.
Общее ходовое время 15 часов 21 минута, из них потрачено на прохождение завалов и сложных участков 4 часа 26 минут. На пройденном маршруте было 35 задержек на завалах и сложных препятствиях, из них 9 сложных завалов. Всего пройдено 65.5 километра.
Заброска.
До посёлка Ильинское можно добраться на автобусе с автовокзала Малоярославца. В посёлке Ильинское с трассы, идущей на Юхнов, нужно свернуть на север, на колдобистую дорогу из старых бетонных плит. По ней до моста через Лужу около 1.5 км. После пересечения реки по мосту мы свернули на просёлок, идущий по лугу, и поднялись по нему около 300 метров против течения до соснового леса, подходящего к берегу реки. Здесь мы и встали на стапель. Место удобное. цветочки
Также, можно собираться непосредственно у моста на левом берегу реки. Большая ровная площадка без деревьев там есть, но дров мало. Правый берег Лужи в окрестностях моста зарос густым буреломным лесом.
Описание маршрута.
Апрель и май выдались холодными и дождливыми. Неоднократно шли сильные продолжительные дожди, которые привели к нескольким сильным дождевым паводкам. Во время этих паводков вода в реках, протекающих к западу от Москвы, поднималась существенно выше уровня весенних половодьев последних лет. Непосредственно перед этим походом прошли очередные сильные дожди, закончившиеся только накануне. В результате, начало похода пришлось как раз на пик сильного дождевого паводка.
При старте Лужа оказалась на редкость полноводной, уровень воды в реке был метра на 3-4 выше меженного. В реке образовалось много новых, перегораживающих всё русло реки, завалов. завал 1
Видимо, при прошедших паводках этого года из-за очень высоких подъёмов воды в реку оказались смыты старые стволы деревьев, которые на протяжении долгих лет валялись рядом с руслом. Проплывая вниз по течению, они застревали на мостах, завал на пешеходном мостике торчащих из воды корягах и растущих вдоль берегов деревьях, и собирали на себе весь плывущий по реке мелкий хлам. Во время сплава вместе с нами по реке плыли отдельные брёвна и прочий мусор. Большинство мостов через реку, в том числе, бетонных автодорожных, оказались затоплены поднявшейся водой. Железобетонный мост в Афанасово, железный мост перед впадением правого притока Перинки и старые плотины оказался глубоко под водой. Мы их прошли, и не заметили. Пешеходные деревянные мостики, скорее всего, были смыты течением.
Во время предыдущего похода по Луже, проходившего в 7-9 мая 2006 года на участке от Ильинского до Малоярославца не было ни одного завала, требующего обноса судов. В нескольких местах нам тогда приходилось протискиваться под упавшими поперёк реки деревьями, частично перегораживавшими русло. Вода была прозрачной, средняя глубина реки не превышала метра, и были песчаные перекаты, на которых байдарки касались дна.
В этот раз реку было не узнать. Коричневая мутная жижа пёрла прямо через торчащие из воды деревья. деревья в воде
Над поверхностью воды выступали макушки кустов, растущих вдоль береговой линии. На пройденном нами участке оказалось много завалов, требующих обносов, проводки, протаскивания или перетаскивания судов. прохождение завала
При этом часть завалов нам удалось пройти под берегами, вне русла реки, там, где обычно воды не бывает даже во время весеннего половодья. проход над берегом, затопленным водой
Прохождение завалов и нависающих веток деревьев, мешающих движению, усложнялось наличием сильного течения. Каждая попытка при прохождении завалов и узостей повернуть байдарку боком к струе таила в себе опасность переворота судна.
Наша группа состояла из людей с разным уровнем подготовки. На момент старта большинство участников похода оказалось не готово к такой высокой скорости течения. У нас не было ни касок, ни спасжилетов, не было даже «морковки». Самое главное, что у многих не было даже понятия, что при паводке может представлять опасность. Через 300 метров после старта, под мостом при прохождении первого же сужения с поворотом, осложнённого нависающими над водой деревьями место киля под мостом
был частичный киль одной из байдарок. Благодаря тому, что байдарка была надувной, её скрутило, и в воду течением был смыт только гребец, сидящий на её носу, после чего «Налим» распрямился и остался наплаву. Двое задних гребцов «Налима» успели уцепиться за кусты и избежали полного переворота байдарки.
Участники похода были вынуждены в «боевых» условиях овладевать ранее не известными им навыками. Постепенно, экипажи всех судов ознакомились с тактикой прохождения препятствий с помощью кормового траверса, и в разной степени научились им пользоваться. Это позволило избежать дальнейших переворотов. К концу похода все экипажи более – менее сносно научились проходить частичные завалы и сужения с «расчёсками» на кормовом траверсе.
Все требующие внимания препятствия мы шли общей группой по очереди. подход к завалу и постановка в очередь
Получилась отличная тренировка. Каждый экипаж получил возможность посмотреть, как нужно проходить препятствия, и затем попробовать повторить то же самое своими силами.
Некоторые завалы представляли собой скопления частично плавающих и частично застрявших брёвен, вокруг которых собирались груды мелких плавающих веток и хозяйственного мусора, протяжённостью в 2-3 десятка метров. завал 2
Приходилось вылезать на этот местами крепкий, а местами погружающийся под воду древесный хлам, и проталкивать по нему, или перетаскивать через него лодки. перетаскивание байдарки через навал на течении
Одних только плавающих пластиковых тапочек в завалах можно было насобирать не один десяток.
За прошедшие со времени прошлого похода 15 лет берега Лужи сильно изменились в худшую сторону. Они сильно заросли ивовыми и ольховыми кустами, а прибрежные луга – высокой непролазной травой. Скорее всего, это следствие того, что стада коров теперь в большинстве своём не пасутся на лугах вдоль долин рек, а стоят в стойбищах. Некому теперь съедать высокую траву, растущую на прибрежных лугах и молодую поросль ивняка и ольхи. Поэтому, теперь на значительном протяжении береговой линии Лужи непроходимой стеной встают заросли ивняка и ольхи вперемешку с огромными стволами вётел и густыми зарослями крапивы. Возможности удобного выхода на берег практически не осталось.
Особо неудобными для прохождения оказались два многометровых скопления древесного хлама, застрявшего на деревьях, которые нам пришлось преодолевать в начале второго ходового дня. Попытка пустить часть экипажей для обхода завала по берегу не увенчалась успехом. Берега были на редкость неудобными. Подболоченная топкая низина, заросшая густым ивняком и жирной крапивой, не позволила обойти завалы по берегу. Пришлось всем пробираться через завал по плавающему скоплению древесины и протаскивать суда. При протаскивании судов через эти скопления брёвен, трое искупались.
Мелкие завалы и «расчёски» встречались на всём протяжении пройденного маршрута. Временами были достаточно протяжённые участки свободной гребли, наша флотилия но рано или поздно, группа упиралась в очередной завал.
Во время нашего похода наблюдалось заметное падение уровня воды. За время первой ночёвки уровень воды понизился примерно на 20 сантиметров. Как следствие, во второй ходовой день скорость течения тоже немного упала. За время второй ночёвки уровень воды в реке упал ещё примерно на пол метра. Но даже после такого значительного падения уровня воды в реке к концу второго ходового дня железный мост перед впадением Перинки был полностью залит водой. Железный мост после деревни Игнатьевское был залит на 30-40 см, и над водой торчали только его железные перила. По мосту проезжали грузовики и отдельные тяжёлые внедорожники. Держась за перила, босиком переходили некоторые люди. Рядом дежурил катер МЧС, перевозивший людей с берега на берег.
На третий ходовой день скорость течения ещё немного упала, а вода в реке начала немного очищаться. Весло стало видно на глубине до 20-30 сантиметров. В окрестностях Малоярославца временами был интересный слалом между затопленными деревьями, когда нужно было проходить в ворота, образованные склонившимися к воде кронами деревьев. Ниже Малоярославца русло Лужи заметно сузилось метров до 15, и скорость течения возросла. На этом участке оказался только один большой завал, образовавшийся перед навесным пешеходным мостиком на тросах с поручнями, перекинутым с одного берега реки на другой. Скорость течения по-прежнему оставалась высокой, но группа уже научилась маневрировать между кустами на кормовом траверсе при большой скорости течения.
За счёт высокого уровня воды ширина реки на всём протяжении была 20-40 метров. Лес к берегам Лужи подходит редко, и на коротких участках. луговая клубника цветёт
В основном берега реки открытые. При этом вдоль береговой линии тянутся заросли ольхи и ивовых кустов вперемешку с крапивой и высокой травой. У самой воды растут большие вётлы и американский клён. участок реки с ветками
Именно они и образуют подавляющую часть завалов на реке.
Завалы расположены не равномерно по руслу реки. Были участки, на которых завалы шли сплошной чередой. Но были и достаточно протяжённые участки, когда препятствий практически не было.
5 июня. Три больших, расположенных неподалёку друг от друга завала перегораживали русло реки перед деревней Лукьяново и в её окрестностях. Вскоре, очередной большой завал нам пришлось преодолевать у деревни Некрасово. После короткого чистого участка, на петельке в окрестностях деревни Лужное было ещё две задержки, а в километре ниже по течению большой завал. Ниже по течению начался участок протяжённостью около 5 километров без препятствий с течением. вётлы в воде При приближении к Афанасово на петле перед ней и напротив деревни у нас было три задержки на препятствиях. Железобетонный мост в Афанасово мы не заметили. Скорее всего, он был глубоко под водой. Плотину, расположенную в полутора километрах ниже по течению, мы тоже не смогли отследить. Ниже Афанасово был участок, протяжённостью около 2 километров, где мы шли без задержек. Перед остановкой на ночёвку напротив деревни Юрьевское, снова начались завалы. закат
6 июня. Один из наиболее мощных завалов перегораживал Лужу при втором подходе русла реки к деревне Юрьевское. Ниже Юрьевского начинается наиболее заваленный участок на всём пройденном маршруте. Большинство завалов сосредоточено при подходе к деревне Абрамовское, где они идут один за другим. После деревни Щиглево завалы временно прекращаются, и до Желетово их нет. Следующая полоса небольших препятствий расположена участке от Желетово до Капустино, после чего на протяжении нескольких километров сложные препятствия на реке отсутствуют. Автодорожный мост, пересекающий реку ниже посёлка Дорожно-эксплуатационного участка, оказался полностью под водой и препятствием при нашем уровне воды не являлся. Понять, что это мост, можно было по двум небольшим ступеньким в уровне воды, располагавшимся над расположенными глубоко под водой передним и задним краями моста. С обоих берегов к воде спускалось полотно дороги. Пара задержек была в окрестностях впадения правого притока Перинка. Затем несколько минут потратили на проводку судов по воде над автодорожным мостом, расположенным за деревней Игнатьевское. Очередные две задержки были в начале петли перед Панское, после чего мы встали на ночёвку на правом берегу, удалившись от реки метров на 100 в лес.
7 июня. При прохождении сужения между деревьями с застрявшими палками в 800 метрах перед пересечением железобетонного автодорожного моста на выходе из Малоярославца группа застряла на 15 минут. Следующая большая задержка произошла при прохождении завала, образованного на подвесном пешеходном мосте на тросах, перекинутом через реку в окрестностях деревни Скипорово. Мост оказался немного ниже уровня воды, и на нём застрял весь приплывший сверху древесный хлам. Остальные препятствия третьего ходового дня отнимали по 2-3 минуты и представляли собой сужения между кустами с поворотами русла, осложнёнными отдельными застрявшими брёвнами.
После спадения уровня воды число завалов должно возрасти. Те завалы, которые мы без потерь времени проходили под берегами по затопленному руслу, после понижения уровня воды потребуют обноса. Однако, те сужения, прохождение которых при нашей скорости течения требовали значительной задержки времени на прохождение всей группы, при малой воде, наверняка, станут легко проходимыми.
Выброска.
На антистапель мы встали перед началом посёлка Шемякино, на правом берегу перед впадающим справа притоком. Среди вётел, растущих вдоль берегов ручья, мы нашли дрова и приготовили обед, на жарком солнце высушили снаряжение. До станции Шемякино от места антистапеля было около полутора километров. В принципе, можно было проплыть и ниже по течению, до подвесного моста через реку, откуда до станции было бы около 350 метров. Но тогда собираться пришлось бы в черте посёлка, вплотную к его постройкам.
Выводы.
После прошедших в этом году дождевых паводков река Лужа оказалась перегорожена во многих местах многочисленными завалами. Поэтому, сплав по ней теперь может представлять интерес только большим любителям «работы по дереву». Со временем пропилы в большинстве завалов будут проделаны, мусор, застрявший на завалах сгниёт или зарастёт травой, но прибрежная линия продолжит зарастать ивняком и крапивой. Поэтому, вряд ли в будущем Лужа будет представлять прежний интерес для любителей водного туризма.
Заброска на реку и выброска с неё удобные. Населённых пунктов, выходящих к берегам реки не много. Рассредоточены они не равномерно по маршруту. Первая половина маршрута проходит по малонаселённой местности. Ниже по течению число деревень, подходящих к берегам Лужи увеличивается.
Малоярославец и его пригороды подходят к правому берегу реки, и сопровождает её на протяжении 3 километров. Ниже Малоярославца вдоль берегов реки попадаются дачные участки.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments