oleg_volkov (oleg_volkov) wrote,
oleg_volkov
oleg_volkov

Categories:

река Осуга, 8-13 июля 2020

Река Осуга.
Водный поход по реке Осуга от посёлка Кувшиново до автодорожного моста у села Прутенка. Центр Тверской области. Байдарка «Тайга-2» и катамаран с продольным расположением гребцов. 5 человек. 8-13 июля 2020 года.
ЛОЦИЯ.
Лоция соответствует скорости движения катамарана-3 с продольным расположением гребцов и надувной байдарки Тайга-2. Шли вместе, время на ожидание одного экипажа другим незначительное, в лоции первых двух дней это время на ожидание не учтено.
Уровень воды высокий летний.
8 июля.
Встали на воду в 16-26. Старт под высоковольтной ЛЭП, с правого берега дома деревни Ерши. В первый ходовой день завалов было много, в лоции отмечены только завалы, требующие заметного времени на их прохождение.
0-09---0-10(ходовое время, часы-минуты, (от предыдущей отметки в лоции)) На прохождение завала затрачена 1 минута.
0-12---0-14 Завал, на его прохождение затрачено 2 минуты.
0-17---0-18 Завал, на его прохождение затрачена 1 минута.
0-22---0-31 Завал, на его прохождение затрачено 9 минут.
0-34---0-41 Завал, на его прохождение затрачено 7 минут.
0-48 Две высоковольтных ЛЭП.
0-53 Брод.
0-54---0-55 Завал, на его прохождение затрачена 1 минута.
1-06---1-09 Завал, на его прохождение затрачено 3 минуты.
1-12---1-18 Завал, на его прохождение затрачено 6 минут.
1-20---1-38 Завал, на его прохождение затрачено 18 минут.
1-44---1-49 Завал, на его прохождение затрачено 5 минут.
1-57 Остановка на ночёвку в 18-23 на левом берегу в ёлках. За первый ходовой день пройдено 6.3 км.
9 июля.
Встали на воду в 10-36. Во второй ходовой день на первых трёх километрах дистанции завалов было много, в лоции отмечены только завалы, требующие заметного времени на их прохождение. Потом характер реки резко меняется, и дальше завалов практически не было.
1-58---2-04 Завал, на его прохождение затрачено 6 минут.
2-07---2-20 Завал, на его прохождение затрачено 13 минут.
2-25---2-42 Завал, на его прохождение затрачено 17 минут.
2-49---2-51 Завал, на его прохождение затрачено 2 минуты.
2-53---2-54 Завал, на его прохождение затрачено 2 минуты.
2-55---2-57 Завал, на его прохождение затрачено 2 минуты.
2-59---3-00 Завал, на его прохождение затрачена 1 минута.
3-02---3-04 Завал, на его прохождение затрачено 2 минуты.
3-36 ЛЭП, 3 провода.
3-40—3-41 Завал, на его прохождение затрачена 1 минута.
3-45---3-54 Плотина, проводка судов в её центральной части, затрачено 9 минут.
4-11---4-33 Пропиливание прохода в упавшей поперёк реки большой ёлке, затрачено 22 минуты.
4-40 Плотина, прошли по центру.
4-49 ЛЭП, 3 провода.
4-57 ЛЭП, 3 провода.
5-17 Лесовозный брод, каменные опоры разрушенного моста в деревне Давыдово, через 100 м ЛЭП, 3 провода.
5-27 Впадение правого притока р. Волошня, ЛЭП, 3 провода. Пройдено 18.2 км.
5-45---5-54 Плотина, проводка судов под левым берегом, затрачено 9минут.
6-43---6-54 Плотина, на проводку судов через неё затрачено 11 минут. Плотина состоит из трёх ступеней: 1 – чистая, 2 – деревянный порожек, 3 – пролом слева с ярко выраженным языком-проходом, металлических конструкций в русле не замечено. Перепад на всей плотине чуть больше 0,5 м, проводили 2 ступень справа, 3-ю по языку слева. Пройдено 25 км.
7-11 Брод, просека газопровода, ЛЭП 3, провода.
7-30 ЛЭП, 4 провода.
7-32 Железобетонный автодорожный мост в д. Осташково, расположенной на левом берегу. Пройдено 29 км.
8-08 ЛЭП, 3 провода.
8-39 Прохождение плотины, сразу после неё – правый приток.
8-41 Остановка на ночёвку в 19-50 на левом берегу. За второй ходовой день пройдено 32.0 км.
10 июля.
Встали на воду в 10-24.
8-50 Брод.
8-52 Деревянный пешеходный мост, слева виднеются дома деревни Федорково.
9-13 ЛЭП, 3 провода, по правому берегу – дома деревни Богданово.
9-32 Газопровод и ЛЭП местного значения, 3 провода.
9-58 Брод, ЛЭП местного значения, 3 провода, и пешеходный железный мост между деревнями Малое и Большое Коростово.
10-03 ЛЭП местного значения, 3 провода.
10-10 Лиственничная роща на правом берегу.
10-19 Железобетонный автодорожный мост в деревне Прямухино.
10-21 Плотина, есть чистый проход в правой части русла. Остановка у плотины и прогулка в Прямухино к церкви и докупка продуктов в магазине.
10-36 Оборудованная стоянка для фестивалей по левому берегу.
10-51 Просека газопровода, через 100 м высоковольтная ЛЭП, 4 провода.
10-58---11-03 Плотина, на её прохождение затрачено 5 минут. Деревянная конструкция скреплена железными скобами, которые могут торчать в русле свободно, проход лучше проверить перед проводкой.
11-21 Остатки плотины, прошли под левым берегом.
11-43 Каменный порожек. Возможно, бывшая плотина, чистый проход в правой части русла.
11-44 ЛЭП, 3 провода.
11-51 Брод в деревне Большой Борок, расположенной на левом берегу.
12-03 Остатки плотины, несколько серий свай в русле, за ними разрушенный деревянный пешеходный мост, две ЛЭП по 3 провода.
12-08 Железобетонный автодорожный мост трассы в д.Большой Борок.
13-00 ЛЭП, 3 провода.
13-26 Справа удобный для стоянки еловый берег.
13-27 Правый приток, река Каменка.
13-33 ЛЭП, 3 провода, железнодорожный мост, ЛЭП, 14 проводов.
13-45 Высокая кирпичная труба на отдалении от реки в деревне Щербово.
13-57 Остановка на ночёвку в 19-25 на левом берегу; вдоль берега - грунтовая проезжая дорога. За третий ходовой день пройдено 32.5 км.
11 июля.
Встали на воду в 9-49.
14-15 Железобетонный автодорожный мост в деревне Малый Борок, ЛЭП, 3 провода.
14-21 ЛЭП, 3 провода.
15-02 Слева видна церковь при селе Красное.
15-19 ЛЭП, 3 провода, ЛЭП, 1 провод после деревни Перцово.
15-30 Разбиение русла на 2 протоки, с берега торчит бетонная труба диаметром около метра.
15-38 Брод после удобного для стоянки места на левом берегу.
16-05 ЛЭП, 3 провода, за ней брод в деревне Барыково.
16-24 Удобная стоянка на левом берегу в чистом сосняке с черничником и популярным автоподъездом напротив деревни Машутино.
16-26 Правый приток, река Райчона.
16-38---16-49 Плотина, 3 ступени: 1 – гладкая, маленький перепад, 2 и 3 – остатки деревянных свай, проход в левой части русла, общий перепад на плотине около 0,5 метра, на просмотр и прохождение плотины затрачено 11 минут.
16-55 Железобетонный автодорожный мост у деревни Горощино. Перед мостом сваи старого деревянного моста. После моста на правом берегу в нескольких метрах от реки труба с фонтаном, похожим на канализационный.
17-17 Левый приток, река Таложенка.
17-36 Слабо заметные остатки старого моста у левого берега.
18-21 ЛЭП, 3 провода.
18-33 ЛЭП, 1 провод, церковь на правом берегу при деревне Пятница-Плот.
18-53 Высоковольтная ЛЭП, 3 провода, через 200 м несколько серий деревянных свай в русле.
18-55 Железобетонный автодорожный мост (мост Маевский). За мостом плотина, с перепадом в 30 см, прошли слева.
19-24 Брод.
19-42 Остановка на ночёвку в 20-35 на левом берегу. Удобный песчаный выход, удобная полочка в соснах на некотором отдалении от выхода. За четвёртый ходовой день пройдено 38.4 км.
12 июля.
Встали на воду в 9-03.
20-29 Плотина-порожек в деревне Зелёная Нива. Через 200 метров железобетонный автодорожный мост.
20-32 Высоковольтная ЛЭП, 3 провода.
21-52 Впадение левого притока, реки Поведь. Сразу за впадением – разделение русла на два рукава.
22-59 Брод у деревни Раменье. Дома к реке не выходят, но с петель реки видна церковь.
23-31---23-33 Плотина-порожек, на её прохождение затрачено 2 минуты. Через 100 метров Осуга впадает в реку Тверца. Далее маршрут продолжается вниз по течению по реке Тверца.
23-39 Железобетонный автодорожный мост через Тверцу.
Ниже по течению на протяжении 2 км вдоль левого берега видны дома посёлка Тверецкий.
23-48 ЛЭП, 2 провода.
23-50 ЛЭП, 2 провода.
24-28 ЛЭП, 3 провода.
25-08 Деревня Кресты на правом берегу.
25-22 Две ЛЭП, каждая по 3 провода перед деревней Боровое, строения которой подходит к реке на протяжении 2,5 км.
25-25 Деревня Телицыно по правому берегу.
25-43 Остановка на ночёвку в 19-10 на левом берегу. Удобный выход и две ровных полочки, одна выше другой, есть черника. За пятый ходовой день пройдено 44.0 км.
13 июля.
Встали на воду в 9-16.
26-19 На правом берегу кладбище, на левом – деревня Худяково.
26-40 ЛЭП, 3 провода, трубы водозабора слева.
26-42 Колодец на берегу и стоянка.
26-58 ЛЭП, 3 провода.
27-04 Деревня Прутенка на правом берегу.
27-19 ЛЭП, 3 провода. За ней железобетонный автодорожный мост. Остановка под ним в 11-01 на антистапель. Слева – санаторий Митино, его здания были видны с реки на протяжении 500 метров перед мостом. За шестой ходовой день пройдено 12.6 км.

8 июля: ходовое время 1 час 57 минут, пройдено 6.3 км.
9 июля: ходовое время 6 часов 44 минуты, пройдено 32.0 км.
10 июля: ходовое время 5 часов 16 минут, пройдено 32.5 км.
11 июля: ходовое время 5 часов 45 минут, пройдено 38.4 км.
12 июля: ходовое время 6 часов 1 минута, пройдено 44.0 км.
13 июля: ходовое время 1 час 36 минут, пройдено 12.6 км.
Всего пройден 165.8 км за 27 часов 19 минут.
Заброска.
До города Кувшиново от Твери и Торжка можно доехать на автобусах, следующих до Селижарово, Пено, Осташкова (в пути около 2 часов), на такси, либо заказывать машину заранее. Для поездки на автобусах может понадобиться наличие паспорта. Ещё в Кувшиново можно попасть пригородным поездом из Осташкова от ж/д ветки Бологое-Великие Луки по дороге Соблаго-Кувшиново-Торжок-Лихославль.
Заказ машины заранее позволяет заброситься к деревням, отдалённым от трассы Торжок-Кувшиново-Осташков.
Один из вариантов хорошего таксиста из Твери с умеренными ценами и вместительной машиной (Лада Ларгус 7 мест) мы нашли на авито (https://www.avito.ru/tver/predlozheniya_uslug/passazhirskie_perevozki_1869624648, Александр, +7(905) 602-87-65). Он добросил нас за 1900 практически до Кувшиново (отдали 2000 на 4-х, водитель был готов доехать по максимуму по разбитым дорогам в Тысяцком). В пути были порядка 2-х с половиной часов.
Описание маршрута.
В месте старта (просека ЛЭП, напротив д. Ерши) в окрестностях Кувшиново, неподалёку от реки расположено несколько лесопилок. Берега низкие, местами подболоченные, вдоль береговой линии растёт ивняк и ольха, удобных подходов к воде нет. в окрестностях места старта
Расход воды в верховьях Осуги не большой. Река узкая, с шириной русла 3-5 метров и заметным течением. Глубина реки до метра с отдельными ямами глубиной до полутора метров.
Река петляет по низине в травянистых берегах с зарослями ольхи вдоль русла. Осуга чуть ниже Кувшиново

В русле много водорослей.
Протоптанных в траве подходов к реке нет, поэтому мы использовали для выхода к воде просеку ЛЭП. Она расчищена от деревьев и кустов, но много мелкого хмызника и крапивы. От елового леса с дровами до воды около 150 метров.
На первых 8 километрах ниже места старта много завалов. Завалы разные. Местами реку перегораживают отдельные упавшие деревья и свисающие почти до самой воды кроны деревьев. Попадаются и обширные завалы, когда на торчащей из воды коряге, упавшем дереве, на мелководном перекате, или в сужении русла оказывается завешено целое скопление различной древесины и мусора. . завал
В окрестностях Кувшиново много застрявших в завалах досок, попавших в реку с расположенных вдоль берегов Осуги лесопилок. На таких участках приходится протаскивать суда по скоплению досок. прохождение завала с мусором в верховьях Встать на дно при этом получается далеко не всегда. Довершают эту безрадостную картину совершенно не пригодные для стоянок берега, поросшие густой высокой травой, ивовыми кустами и зарослями ольхи. не  удобные для выходов берега реки на верхнем участке
Из-за завалов скорость движения по реке на начальном участке очень низкая.
При удалении от Кувшиново река становится совершенно дикой, населёнки мало. самые верховья Осуги
Лес, растущий вдоль береговой линии, смешанный с преобладанием ели. Он подошёл вплотную к реке только километра через полтора после старта. Под ветками склонившихся над рекой деревьев приходится протискиваться. В русле Осуги встречаются перекаты. На перекатах дно реки каменисто-песчаное. прохождение завала
На участках со слабым течением дно песчаное, местами суглинистое. На первую ночёвку встали на левом берегу на ровной еловой полочке, выход – пологий глинистый подъём на полтора метра от уровня воды. Брёвна, уложенные для причала, через некоторое время ушли в зыбкий берег.
При удалении от Кувшиново в Осугу впадает несколько мелких притоков. За счёт этого полноводность реки заметно возрастает, и русло расширяется. Тем не менее, деревья, растущие вдоль обоих берегов реки, местами смыкаются над водой, образуя зелёные коридоры. Временами реку перегораживают деревья, упавшие в реку и полностью перегородившие всё русло реки. брёвна, перегораживающие реку
Так как по этому участку туристы практически не сплавляются, пропилов в завалах и троп для обноса нет. Вдоль реки располагаются лишь небольшие деревни, да и те, как правило, к берегу подходят лишь отдельными строениями.
Километрах в 8-9 ниже места старта число завалов резко уменьшается. Русло реки расширяется в среднем до 5-10 метров. Ниже по течению можно нормально сплавляться в любое время года. В низкую воду наверняка появятся отдельные места, где потребуется проводка судов, и могут образоваться локальные завалы, но в целом река становится красивой и пригодной для сплава. Часто встречаются быстрины, которые при нашем уровне воды легко проходились на вёслах. Основными препятствиями на реке являются старые мельничные плотины.
Между деревнями Лукино и Щеголёво правый берег часто представляет собой еловую полочку, выход на неё не самый удобный, но возможен, травой зарос не сильно. еловые леса по берегам
Часто и левый берег идёт такой же полочкой. В Осугу с обоих берегов продолжают впадать маленькие притоки, продолжающие увеличивать полноводность реки.
На пройденном за второй ходовой день участке реки было пять старых мельничных плотин. Перепад русла на них не большой. Возможность прохода на вёслах или необходимость проводки судов через эти плотины определяется навыками экипажей и уровнем воды в реке.
На вторую ночёвку группа встала на левом берегу в километре ниже по течению впадения правого притока реки Грязновка. Вдоль берега идёт заваленная дорога, относительно удобный выход на берег есть чуть выше места стоянки. Далее подъём на берег становится крутым и неудобным для вытаскивания судов.
Ниже места второй ночёвки Осуга сначала протекает по лесным малонаселённым местам. Ширина реки держится на уровне 5-10 метров, в воде много водорослей, местами русло сильно зарастает камышом. Завалов, полностью перегораживающих всё русло нет. В тех местах, где коряги и упавшие в воду деревья перегораживают реку, как правило, остаётся возможность для прохода на вёслах. Такой характер у реки остаётся на протяжении следующих 10-15 километров.
При приближении к Прямухино лесов вдоль берегов Осуги становится меньше, и появляются деревни вдоль берегов реки. У деревни Богданово начинаются луговые берега с густой травой. Осуга в районе Прямухино В Прямухино есть автодорожный мост и Осугу пересекает дорога, по которой можно подъехать к реке, съехав с трассы перед Б.Борком, есть магазин, где можно купить продуктов. За третий ходовой день на участке Осуги от деревни Прямухино до автодорожного моста в Б.Борке встретилось ещё пять старых мельничных плотин, большую часть из которых удалось пройти на вёслах. При другом уровне воды при прохождении плотин может потребоваться проводка судов.
Я присоединился к походу, приехав к автодорожному мосту у деревни Б.Борок на рейсовом автобусе, стартовавшем из Твери в 11 часов в сторону Осташкова. В качестве автобуса был поставлен на маршрут микроавтобус Ford Transit. Места для перевозки крупногабаритных вещей в нём практически не было. При отправлении с вокзала было 11 пассажиров. Пассажирам до Торжка билеты на этот рейс не продавали, несмотря на то, что дорога проходила через Торжок. Тем не менее, на остановках, через которые автобус ехал по Твери, водитель брал желающих доехать до Торжка. Как выяснилось позже, есть и другие автобусы, идущие по маршруту от Твери до Торжка, местом старта которых не является Тверской автовокзал. Возможно, подобные рейсы существуют и до Кувшиново.
Место для старта у моста в Б.Борке не очень удобное. Есть небольшая площадка на левом берегу перед мостом и съезд к реке в 100 метрах ниже моста тоже по левому берегу. Обе площадки открытые, без деревьев. В других местах подходы к воде и места для сборки судов ещё менее удобные.
На начальном участке ниже моста в Б.Борке идут берега не удобные для выхода на берег и организации стоянки. Вдоль воды тянутся кусты ольхи и заросли ивняка, чуть выше берега закрыты еловым лесом. Встречаются открытые луговые участки с высокой травой. Русло Осуги идёт мелкими петлями. Средняя ширина русла реки около 10 метров, временами оно расширяется метров до 20. Глубина реки меняется от 30 сантиметров до полутора метров, местами встречаются более глубокие участки. Дно каменистое, местами встречается крупный песок. Вода прозрачная, даже не смотря на прошедшие недавно сильные дожди. Это связано с тем, что в русле очень много водорослей, которые как фильтр очищают воду. Видны стайки рыб. Русло реки сильно, местами почти полностью, зарастает камышом, оставляя узкие проходы для воды с быстринами. Свободной от водорослей воды очень мало.
Как и на верхнем участке реки, обозначенные вдоль берега Осуги на карте деревни, как правило, с воды не заметны, или выходят отдельными домами. В основном берега укрыты лесом, часто еловым, который отделён от воды полосой ольхи и ивы. Удобных выходов на первых 5 километрах ниже моста в Б.Борке не запомнилось.
При приближении к железнодорожному мосту у станции Щербово места для выхода на берег становятся более удобными. В километре перед железнодорожным мостом с правого берега к воде подходит чистый еловый лес, без подлеска, удобный для стоянки. В окрестностях железнодорожного моста лесов вдоль береговой линии становится меньше. За железнодорожным мостом на склоне левого берега с воды видны дома деревни Астратово. Еловые леса начинают уступать место сосновым. Ниже по течению справа к берегу реки подходит Мал.Борок. В 300 метрах ниже его по течению мы встали на ночёвку на левом берегу. Не смотря на наличие рядом просёлка, место удобное. Есть ровные площадки среди елового леса, рядом протекает малорасходный родниковый ручей.
Ниже по течению еловые леса окончательно сменяются сосновыми борами, временами подходящими вплотную к берегам реки. Осуга перед Горощино
При приближении к Горощино начинается наиболее живописный участок Осуги. Появляются удобные выходы на берег и стоянки среди соснового леса. стоянка напротив Машутино
При этом на значительном протяжении река петляет среди низких луговых берегов. В таких местах попадаются заросли луговой клубники. Такой характер реки сохраняется примерно до деревни Горощино, в окрестностях которой русло реки меняется с каменистого на песчаное. Глубина реки уменьшается. В русле появляются отдельные песчаные перекаты. При обычном уровне воды на этом участке временами требуется проводка байдарок. В этом же походе глубины для прохода перекатов на вёслах хватало всегда. Водоросли и заросли тростника полностью пропадают. Ширина реки держится на уровне 10-15 метров.
Красивые сосновые берега периодически подходят к обоим берегам реки. По-прежнему остаются и участки открытых, луговых берегов, на которых растёт много таволги. Временами она своими белыми цветами укрывает все прибрежные окрестности.
Ниже по течению деревни Пятница Плот сосновые леса тоже есть, но уже с подлеском, при этом берега становятся не столь удобными для выхода.
Начинаются песчаные мели, при этом посреди реки, где образуется песчаный нанос, мелко, а под берегами обычно глубже. Вдоль береговой линии тянутся песчаные пляжи. Выше начинается полоска ивовых кустов и открытые луговые берега, заросшие высокой травой. Открытые берега по-прежнему часто укрыты зарослями таволги, запах от цветов которой сползает на реку. Местами по берегам вдоль реки попадаются заросли луговой клубники. В таких местах русло Осуги идёт большими луговыми петлями, на поворотах подходя вплотную к коренному высокому правому берегу укрытому лесом. Лес сосновый, с подлеском. К реке он спускается песчаными обрывами или тянется вдоль неё полочкой, поднятой над уровнем воды метров на 5. Ровное место для стоянки на этом участке реки среди леса найти можно, но удобных сходов к воде практически нет. Вся береговая линия заросла высокой травой. Возможно, к концу сезона выходы на берег промнутся туристами и отдыхающими.
На этом участке вдоль берегов растут смешанные леса с преобладанием сосны, встречается ель, берёза, липа, орешник, отдельные дубы. На стоянках несколько раз видели кусты ирги. Местами, иногда на отдалении от реки, растут чистые сосновые леса, где можно набрать чернику и бруснику.
Деревень, выходящих к берегу реки, практически нет. Только дома деревень Пятница-плот и Зелёная Нива на коротком участке выходят к берегу Осуги. В других местах наличие расположенных неподалёку населённых пунктов можно угадать только по встречающимся у воды стоянкам автотуристов. Вдоль береговой линии на таких участках, как правило, тянется грунтовка.
После впадения слева крупного притока реки Поведь полноводность Осуги возрастает примерно вдвое. Русло расширяется метров до 20. За устьем Поведи на некотором протяжении вдоль правого берега среди берёз будут места, удобные для стоянок. Потом происходит кардинальный поворот русла Осуги на восток. После этого лес на некотором протяжении тянется вдоль левого берега, но удобных выходов на берег уже нет. Далее Осуга начинает петлять по луговине среди открытых берегов, и удобных мест для стоянки среди деревьев нет.
На петлях один из берегов, как правило, представляет собой обрыв с ласточкиными гнёздами, противоположный же берег будет песчаным пляжем в обрамлении ивовых кустов. На каждом повороте они меняются местами. На отдалении от правого берега расположена деревня Раменье. При приближении к деревне её церковь становится заметной с воды. В окрестностях Раменья можно выйти на правый берег, который плавно набирает высоту в сторону деревни. Некоторое время спустя русло Осуги спрямляется и расширяется до 30 метров, оставаясь таким до впадения в Тверцу. Вдоль берегов тянутся песчаные пляжи и узкая полоска ивовых кустов. На этом участке удобных мест для стоянки среди деревьев нет, но можно встать на ровном низком левом берегу рядом с зарослями ивняка и ольхи.
Перед впадением в Тверцу русло Осуги перегорожено старой разрушенной плотиной. Плотина представляет собой пологий слив, расположенный под левым берегом. Слив растянут на 10 метров, с общим перепадом около метра. В русле из воды торчат ряды старых деревянных свай. В 150 метрах ниже плотины Осуга впадает в Тверцу.
После впадения в Тверцу, в 100 метрах перед пересечением автодорожного железобетонного моста можно выйти на пляж левого берега, заросший зарослями ивняка. Если пройти через ивняк, то потом на краю соснового леса будет несколько мест, пригодных для стоянки и антистапеля. Отсюда около километра до построек посёлка Тверецкий, где есть магазин и можно уехать на автобусе в Торжок.
Тверца значительно полноводнее Осуги. Ширина русла порядка 40-50 метров. Скорость течения в Тверце при нашем уровне воды была чуть меньше, чем в Осуге. На пройденном нами участке Тверцы было несколько быстрин, где скорость течения увеличивалась, после чего продолжался плёс. В окрестностях Прутенки был залитый водой перекат протяжённостью метров в 200.
Вода в Тверце существенно более мутная, чем в Осуге. Во время нашего похода в верховьях Осуги дно было видно на глубине 1.5-2 метров, в низовьях Осуги, когда её русло стало песчаным, видимость в воде стала порядка 1.5 метра. В Тверце же весло было видно на глубине не более 30 см.
Леса вдоль берегов Тверцы смешанные с преобладанием сосны и ели, с густым подлеском. Есть места для стоянок, но из-за короновируса и дождливого лета, выходы к большинству стояночных мест были заросшие высокой травой. Отдыхающих и рыбаков по берегам не было. Деревень, выходящих к берегу Тверцы не много.
Выброска.
В заключительный день похода с утра шёл сильный дождь, поэтому автодорожный мост, пересекающий Тверцу ниже санатория, оказался оптимальным местом для антистапеля. С места ночёвки мы привезли с собой два отпиленных чурбака, и их хватило для приготовления обеда. Места под мостом оказалось вполне достаточно для «сухой» разборки судов и их упаковки в рюкзаки. На автобусе, отправляющемся от ворот санатория, мы доехали до Торжка. У Ильинской церкви, расположенной над Тверцой рядом с автодорожным мостом, есть автовокзал, откуда ходят экспрессы до Твери. Там мы сели в микроавтобус, отправляющийся в 14-45. Места для перевозки багажа в микроавтобусе почти не было. Также в Торжке есть основной автовокзал, расположенный рядом с ж.д. вокзалом, откуда тоже ходят автобусы до Твери.
Выводы.
С моей точки зрения наиболее красивой частью пройденного маршрута, является Осуга. Тверца является как бы элементом выброски, хотя и она тоже интересна.
Из-за короновирусного карантина и дождливого лета отдыхающих на реке практически не было. Причём не было с самого начала сезона. По этой причине выходов с реки на берег, промятых в высокой траве, было очень мало. Мокрое лето с постоянно идущими сильными дождями способствовало росту трав. На протяжённых участках берега реки заросли травой в человеческий рост.
В самом начале маршрута, ниже Кувшиново, река была узкой, были завалы, и было не много удобных подходов с берега к воде. В целом этом участок не представляет совершенно никакого интереса для сплава. завал в верховьях
Однако, вскоре в Осугу впадает несколько полноводных притоков, русло расширяется до 5-7 метров, и река приобретает нормальный вид.
Сплав можно начинать от деревни Мишево. Выходов к реке от деревень не было видно от места старта вплоть до Давыдово. От Мишево завалов на реке нет, ширина реки 7-10 метров. Также можно начинать от моста при деревне Осташков. В малую воду в отдельных местах пройденного маршрута наверняка понадобятся проводки, но скорее всего они будут сосредоточены на участке реки ниже Горощино.
Единственным недостатком Осуги является то, что её русло в нескольких местах перегораживают старые деревянные мельничные плотины. Деревянные конструкции плотин, как правило, соединены между собой при помощи железных скоб. На пройденном нами участке реку перегораживало 14 плотин: 5 во второй ходовой день, 5 в третий, 2 в четвёртый(перед Горощино и ниже Пятницы-Плот) и 2 в пятый ходовой день(в Зелёной Ниве и перед впадением в Тверцу). Большинство плотин состояли из 2-3 близко расположенных ступенек с суммарным перепадом русла от 30 см до 1 метра. Некоторые плотины частично или полностью разрушены. От отдельных плотин остались только ряды вертикально расположенных свай. Плотины в Зелёной Ниве и перед впадением в Тверцу имели большую протяжённость и представляли собой не сложные порожки. Часть плотин может потребовать обноса судов, через некоторые плотины суда можно провести, часть плотин можно пройти на вёслах. Метод преодоления препятствия определяется уровнем воды в реке и навыками экипажа.
На верхнем участке во второй половине лета русло может сильно зарасти тростником и водорослями.
На всём протяжении Осуги ширина реки не превышает 30 метров, течение быстрое, а вода прозрачная. В жаркую погоду нижняя часть Осуги оптимальна для походов с детьми. Здесь мелко, предостаточно песчаных пляжей. Вдоль луговых берегов реки встречаются заросли луговой клубники, у воды попадаются кусты ежевики. В лесах попадается малина и черника, брусника и грибы. Даже в дождливую погоду сосновые леса, растущие в среднем течении реки, шикарны.
На начальном отрезке маршрута ниже Кувшиново в завалах были доски и застрявший на них хлам. Ниже по течению мусора в реке практически не было. Населённых пунктов, выходящих к берегу реки, мало.
Осуга выписывает несколько больших петель вокруг Торжка, то приближаясь к нему, то отдаляясь. Поэтому заброситься на Осугу и выброситься с маршрута можно в нескольких точках. Из-за того, что автобусы ходят не часто наиболее удобны заброска на Осугу и выброска с ней с помощью такси из Торжка или Твери. Начинать сплав от Кувшиново смысла нет. Забрасываться лучше в Б.Борок, или к мостам у деревень Прямухино или Осташково, расположенных соответственно на 12 или 28 км выше по течению автодорожного моста в Б.Борке. Для этого можно добраться на элетричках или автобусах до Торжка и потом взять такси. Или же ехать на такси прямо от Твери.
Маршрут относительно удобен по заброске и выброске и отлично подходит для недельного спокойного сплава по относительно малонаселённым местам.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments